↑ Наверх

«Будьте наглыми!»

Монолог Анны Салко

Преподавательница академического рисунка и композиции Анна Салко рассказала нам о том, как меняется мировосприятие, когда становишься художником, откуда берется вдохновение и как увидеть красоту в мусорном баке.

FB_Post


Все лажали. Это естественно, когда учишься. Иногда смотрю на свои старые работы и думаю: «Какой ужас!». Но это тоже часть процесса, это тоже результат. Лучше уж я буду думать «Какой ужас!», чем кто-то другой.

Нужно привыкнуть, что 90% результатов вашей практики — это черновик.

Ты не можешь сидеть на диване и ждать вдохновение. Оно не придет никогда. Работает только регулярная практика — как бегать на стадионе. Нужно брать и делать. Я склонна думать так: если это ваше любимое дело, как вообще можно усидеть на месте без него?

Есть такой детский вопрос: мол, зачем рисовать вообще, если можно сфоткать. Пахать, мучиться — а толку? Но смысл же в том, кем ты сам становишься, пока рисуешь. Что происходит с тобой, что происходит между тобой и натурой.

Сейчас популярно представление о творчестве как о терапии. Такой ключик к чему-то: проговорить, раскрыть себя, вот это вот все… Я не против такого подхода, но мне кажется, что его сейчас профанируют. Делают слишком легким: порисовал что-то, насладился процессом и все. Мне же более интересен результат. Я не говорю, что искусство — это какая-то сверхсложная и недоступная штука. Но трудиться все равно надо.

Я не верю, что с талантом нужно родиться. Что вот есть «одаренные» и «все остальные». Если такой лентяй, как я, смог научиться — значит любой сможет научиться. Но это долгий процесс, не по щелчку пальца.

Во время этого процесса начинаешь замечать, как меняется твой взгляд, твое мировосприятие. А потом еще синестезия приходит! Ты понимаешь, что можно нарисовать неописуемое и невысказываемое.

Для художника важно быть наблюдательным. И эта наблюдательность переходит в другие сферы жизни. Например, становится проще понимать людей: наблюдаете, замечаете мелочи, делаете выводы.

Главное — уметь находить и замечать красоту. Правда, здесь есть свои минусы. Иногда просто начинаешь наслаждаться отблесками солнечного света на мусорном баке. Странным становишься, в общем.

Люблю писать под музыку разных депрессивных ребят. Radiohead, например. Удивительная штука: поют, что все плохо, а картина получается светлой.

Вы отдаете искусству — и искусство отдает вам. Иначе какой смысл пахать? Мой преподаватель по балету любит говорить: «Балет без тебя ничего не потеряет, а вот ты без балета…» Вот так же и здесь.

Я сейчас вижу тенденцию, которую никак не могу понять. Старею, наверное. Тенденция в том, что молодые люди перестали жадно хватать от мастеров. Когда ты бегаешь за мастером и нагло его трепаешь: дайте, накормите, объясните, помогите, я не разбираюсь. Но теперь большинству студентов это неинтересно: да ладно, чего мне спрашивать, меня и так на фейсбуке лайкают. Мастеру от этого не хуже, конечно, он себе и без учеников светит. Но получается разрыв, понимаете? «Умирають майстри, залишаючи спогад, як рану…»

Будьте наглыми. Хватайте.


Регистрация на экспресс-курс по академическому рисунку