↑ Наверх

Новости

15.11.2013

Круглый стол «Художественное образование в современных условиях»

11 октября 2013 года Школа Визуальных Коммуникаций, совместно с Польским Институтом в Киеве и Национальным музеем Тараса Шевченко, в рамках итоговой выставки первого набора Курса современного искусства при SVC инициировала Круглый стол «Художественное образование в современных условиях». В Круглом столе приняли участие представители государственных и частных художественно-образовательных учреждений.

Целью Круглого стола было объединить для дискуссии представителей академического художественного образования и негосударственных образовательных инициатив для анализа нынешнего состояния художественного образования и перспектив его реформирования.

Данный Круглый стол стал своеобразной демонстрацией немощности художественного образования в Украине. Представители государственных инициатив Ковальчук О. В. и Ременяка О. С. вместо рефлексии над современным состоянием институций, которые они представляли (соответственно Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры и Институт проблем современного искусства) ставили обобщенные диагнозы обществу, оправдывая свои недостатки подчинением Министерству культуры как органу, который осуществляет власть над государственными институциями в Украине в пределах вертикальной структуры.

КРУГЛИЙ СТІЛ3

Вместо этого представители частных инициатив (художественно-образовательный проект «Перформативность», художественная резиденция KyivAir, образовательные программы галереи Ра, фотографический центр ФОТОкульт, кураторская программа PinchukArtCentre, Курс современного искусства при Школе Визуальных Коммуникаций, семинар культурной критики и репортажа «Культура 3.0» при CSM) достаточно конкретно представляли свою деятельность, что давало им возможности заметить друг друга не как конкурента или нейтральную по отношению к себе организацию, а как агента художественного образования, с которым интересно и полезно найти общий язык.

Государственные учреждения, которые страдают от непродуманного смешения полуразрушенных советских способов образования с наспех заимствованными и непродуманными западными методами, совсем лишенные артикуляции касательно своих задач и способов их реализации и сосредоточенные не на стратегическом осмыслении своей деятельности, ее влиятельности и роли в контексте других учреждений, а на обеспечение голого функционирования.

КРУГЛИЙ СТІЛ 2

Частные инициативы, в свою очередь, не хотят (а, может, и не могут и, в конце концов, не обязаны) думать о художественном образовании сложнее, чем того требует их личная миссия.

Встреча скорее показала необходимость создания художественного дискурса в Украине, нехватку профессиональных связей между уже существующими институциями, атомизированность и локальность частных инициатив, недостаток саморефлексии, артикулированности и ответственности в государственных художественно-образовательных учреждениях. Следовательно еще раз была продемонстрирована необходимость не только возникновения качественных художественных школ, но и формирование адекватной художественной среды, которая могла бы стать местом создания критического знания.

Текст: Марьяна Матвейчук