↑ Наверх

Новости

06.08.2014

Ирина Костышина: о том, что такое зины, зачем они нужны и о воркшопе «Самиздат: зин за неделю»

10557722_496071963870774_3322307329510664381_o-1000x803

9 августа в SVC начинается воркшоп «Самиздат: зин за неделю» с художественной группой «Жýжалка» и преподавателями SVC. Практический воркшоп посвящен самиздату и собственноручному созданию малостраничников – зинов и арт-буков.

Ирина Костышина, преподаватель воркшопа: «Идея сотрудничества с группой «Жýжалка» на самом деле созрела уже давно. Они одни из немногих авторов в украинском пространстве, кто последовательно работает с форматом самиздата и делает это очень хорошо. Кому, как не им делиться своим опытом?

Почему мы решили делать воркшоп о самиздате?

Если во всём мире тема зинов и арт-буков развивается и продвигается уже давно, то для Украины она ещё сравнительно нова. Хотя отдельные авторы делают арт-буки, фотокниги и зины, в целом этот формат пока не слишком знаком ни зрителям, ни потенциальным создателям.

a39efbb5d4a303996fe2905aae9afc04-1
Для чего вообще делать самиздат?

Может показаться, что самиздат, арт-бук — всего лишь один из способов организовать свои архивы накопленных изображений (рисунков, фото) в более-менее привлекательную для зрителя форму. Но на самом деле всё немного (или намного) сложнее. Главное — это идея, которую вы хотите донести, и то, какой лексикон вы для этой цели выберете. Формат зина или арт-бука — это один из способов рассказать вашу историю зрителю. Чем он может быть лучше других? Он гибок, его проще реализовать (для художника, например), чем полноценную выставку, ваша идея в формате самиздата может иметь больше шансов дойти до аудитории. Ведь любой самиздат в силу книжно-читательного формата — это рассказ, а все мы любим рассказы.

Здесь немалое значение имеет также и форма. Ведь если создатель коммерческого издания ограничен принятыми на рынке правилами, ожиданиями целевой аудитории и т.д., то в случае с зинами и арт-буками можно экспериментировать с формой, форматом и материалом. Как ни странно, но в эпоху тотальной диджитализации медиа возобновляется интерес к материальным вещам, к тому, что называется «новой фактурностью» в печатных изданиях. Поэтому среди зинов и арт-буков так много экспериментов с разнообразными печатными техниками (шелкография, гравюра и прочие), с необычным тактильным материалом. По этой же причине самиздат совершенно не обязательно должен иметь привычную нам форму сброшюрованных листочков. Это могут быть и шелкотрафаретные оттиски, собранные в папочку (как в случае с зинами бразильской студии PUM), и сложенные гармошкой или подобно оригами издания. Любая форма хороша, если она помогает максимально раскрыть идею. Например, несколько лет назад художница и дизайнер Яся Хоменко сделала арт-бук «Мийся!», в котором ирония над женскими глянцевыми изданиями выражена в формате винилового непромокаемого журнала «для чтения в ванной».

4ec4645681c1a63e083bd916c28079cd

Может ли идея с созданием зинов окупиться и зачем её развивать, тем более сейчас, в наших непростых экономических условиях?
Мне кажется, что стоит. Самиздат может на самом деле стать более эффективным способом для молодого дизайнера, художника, или фотографа заявить о себе. Если вы собираетесь воплотить в формате зина какую-то глобальную и общественно важную идею, которая явно будет интересна и полезна для общества, вы можете собрать бюджет на её реализацию через формат краудфандинга. Как ни странно, экономический кризис тоже может неожиданно способствовать развитию малых низовых некоммерческих инициатив. Кроме того, хочется верить, что ситуация, в которой мы оказались, побудит молодых творческих людей потенциировать своё критическое мышление и создавать проекты более сложные. Например, лично мне хотелось бы реализовать идею с серией зинов о разных городах, собранных из рассказов их обитателей. Такая серия помогла бы увидеть каждый из городов вне привычных стереотипов.

Что я собираюсь рассказывать и показывать в рамках воркшопа?

Меня очень интересует история арт-буков и зинов: возможные варианты зарубежного опыта. Поэтому, в первый день я расскажу немного об этом. Далее, мы будем учиться вести работу от первых скетчей и прототипов — до реализации проекта на финальной стадии, будем учиться организовать свой рабочий процесс в условиях ограниченных сроков. В общем, приходите, будет точно интересно и полезно!»

IMG_9686
Фотозин группы «Жýжалка»