↑ Наверх

Новости

05.11.2014

Проект REDESIGN

31 октября у нас в школе состоялась презентация проекта REDESIGN, в рамках которой были показаны работы студентов двух дизайнерских школ: School of Visual Communication (Киев) и School of Form (Познань), направленных на проблематику публичных городских пространств.

Как родилась идея этих проектов?

На протяжении 2014 года SVC проводит ряд международных рабочих обменов между дизайн-и арт-школами.
4-10 сентября к нам приезжал преподаватель School of Form, Рене Вавзжкевич, который провел для наших студентов несколько воркшопов. С ответным визитом с 14 по 16 октября в School of Form делегация преподавателей от SVC поработала с польскими студентами. Общей темой всех воркшопов и финальных проектов была выбрана тема дизайнактивизма.

DSC_2565

Что такое дизайнактивизм?
Экономическая трансформация в Средней и Восточной Европе после распада СССР породила новую неолиберальную действительность, одним из элементом которой является дизайн. Экономический кризис, информационная и технологическая революция, а также социально-политические перемены последнего десятилетия заставляют нас заново осмыслить роль дизайна и принципы деятельности дизайнеров в этой части Европы.

Сегодняшняя ситуация открывает перед нами уникальную возможность ре-дефиниции понятия дизайна. Новые идеи в дизайне могут отвечать нуждам локальных обществ и быть экономически эффективны. Также, сегодня меняется роль самого дизайнера – ему в некоторых случаях не обязательно ждать заказа от клиента: сегодняшний дизайнер, с активной гражданской позицией, способен в большей степени, чем когда-либо ранее, самостоятельно инициировать проекты, направленные на улучшение социальной атмосферы, социальной среды, визуальной культуры.

DSC_2458-2

В течение работы над проектами студенты вместе с преподавателями фокусировались на публичных пространствах и имиджевых отличиях двух городов – Киева и Познани. Эта работа в коллаборации позволила не только по-новому посмотреть на визуальный образ двух городов, но и разработать новые стратегии работы с визуальной культурой стран Украина/Польша.

Презентации студенческих проектов широкой аудитории вызвали дискуссию в профессиональной среде, которая, как мы надеемся, будет способствовать быстрейшей реализации того, что было намечено, а также появлению новых, более качественных идей.
Большую помощь в понимании – над чем нужно сфокусироваться и как работать дальше, оказали советы экспертов: креативного директора BBDO Ukraine, Анже Йереба, арт-директора Студии графического дизайна Юрка Гуцуляка, Юрия Гуцуляка, арт-директора брендингового агентства Milk Branding, Дмитрия Клищика.

DSC_2518-2

Среди гостей присутствовали и другие специалисты, заинтересованные в улучшении городской среды – архитекторы, урбанисты, промышленные дизайнеры. Благодаря междисциплинарной аудитории, удалось обсудить актуальные вопросы и договориться о сотрудничестве в будущем, слабые места в проектах были подвергнуты критике, но добавили им конструктива и жизнеспособности.
Результатом встречи стали новые вопросы: как сформировать запрос у современного украинского общества на актуальную визуальную культуру?

DSC_2509-2

Как проходило само мероприятие?
На презентации «REDESIGN» студенты SVC показали проекты, над которыми работали: кто-то акцентировал внимание на визуальном шуме и огромном количестве «неработающей» рекламы, кто-то – на неудобной навигации, неуютном, некрасивом оформлении, других несоответствиях потребностям жителей сегодняшних городов.

Цель проекта «Дурацкая табличка на дом» – унифицировать знаковую систему на домах, а также сделать удобную и понятную навигацию в городе Киеве. Сейчас проект живет в социальной сети Facebook, собирает примеры, требующие изменения, и все желающие могут способствовать его развитию, публикуя на этом ресурсе свои «находки».

DSC_2567-2

Следующий проект, который вызвал большой резонанс, был посвящен вопросам идентификации города Киева, поиску ассоциативного ряда и визуальных маркеров для развития фирменного стиля города. После долгих обсуждений, аудитория пришла к выводу, что результаты исследований, проведенных студентами, могут стать началом длительной и комплексной работы над изменением имиджа города. В общем диалоге стало лучше видно, в какую сторону углублять свои исследования: для дальнейшей реализации задуманного решили собрать междисциплинарную проектную группу, где будут работать совместно и дизайнеры, и архитекторы, и маркетологи, и социологи, и художники.

IMG_8083

В конце встречи были показаны проекты польских студентов, в мультимедийном и печатном формате.

Проект «Bad dog or bad designer?» был посвящен отношению местных жителей к окружающей среде. Ребята поставили перед собой цель – привлечь внимание к проблеме, которая заключается в отсутствии уборки за четвероногими друзьями, и отсутствии осознанности у хозяев. Затем – провели эксперимент: создали инсталляции имитирующие «подарки» от питомцев, расположили их в неожиданных местах и отсняли видео-ролик, фиксирующий реакцию прохожих, их эмоции и комментарии. Результаты, полученные во время эксперимента они задумали использовать для создания серии социальной рекламы.
Видео-отчет об эксперименте можно посмотреть здесь.

Проект «Bite into Poznan» привлекал внимание к уникальности польской кухни. Каждый ингредиент фирменного блюда «pyry z gzikiem» студенты трансформировали в материал для леттеринга, а каждую букву в названии города POZNAN – дополнили ироничным рецептом. Финальным решением стала серия открыток для туристов, желающих увезти с собой «частичку» польской кулинарной культуры.
Видео-ролик с описанием концепции проекта можно увидеть здесь.

10608308_10152474815823034_3694039469415479067_o

Светлана Саворона, преподаватель и куратор образовательных проектов в SVC о презентации студенческих проектов:
«Цель мероприятия достигнута – студенты получили обратную связь от экспертов, и выяснили, в какую сторону есть смысл развивать проекты в будущем. На что обратить внимание и как реализовывать проекты своими силами, независимо от наличия или отсутствия поддержки со стороны государства. Особенно интересным для всех участников был опыт «сравнения» проблематики двух стран: какие задачи стоят перед дизайнерами сегодня в Украине и Польше, и какими средствами их можно решить наиболее эффективно».

DSC_2592-2

В заключении хочется подчеркнуть, что, конечно, силами студентов одной школы не решить всех вопросов, которые накопились в нашей стране за много-много лет в результате бездеятельности или неэффективной деятельности ряда городских структурных подразделений.
Но мы, как учебная площадка, практикующая дизайнактивизм, решили начать с себя, с обозначения наиболее острых проблемных зон. Мы уверены, что, чем раньше молодые дизайнеры начнут задавать (прежде всего себе) «правильные вопросы», тем быстрее это приведет к изменению ситуации к лучшему, ведь, как известно, дизайн и визуальные коммуникации – стратегия, ориентированная на общественную пользу.

Дизайнеры не только помогают развиваться бизнесу, но и формируют визуальный ландшафт страны, городов, формируют нужную коммуникацию и презентуют Украину за рубежом.

Мы предлагаем всем заинтересованным сторонам присоединиться к нам.